Генетические ресурсы сельскохозяйственных животных в России и сопредельных странах
 

СОВЕТСКАЯ ТЯЖЕЛОВОЗНАЯ

см. также 5. ЛОШАДИ

Порода создавалась с восьмидесятых—девяностых годах прошлого столетия до 1952 г., когда она была утверждена как новая порода тяжеловозных лошадей. Зона выведения породы была достаточно обширной — Ярославская, Владимирская, Нижегородская, Пензенская, Рязанская, Тульская, Тамбовская, Воронежская, Орловская области и Мордовская АССР. Это была зона развитой промышленности и интенсивного земледелия, здесь требовалась крупная сильная и достаточно подвижная лошадь. Успешное разведение лошадей такого типа было обеспечено достаточно стабильной кормовой базой.

Местные лошади стали улучшаться жеребцами бельгийской тяжеловозной породы брабан-сон, число которых все время увеличивалось.. В 1885 г. в указанной зоне в племенном использовании было зафиксировано три брабансонских жеребца, в 1895 г. — 58, в 1905г. — 394; в 1945 г. — 891. Племенное ядро породы формировалось вначале в Хреновском, а позднее в Починковском конных заводах. Группу маток, отличавшихся сложным многопородным происхождением (першероно-ардено-суффолько-датских и различных вариантов верхового комплекса), перекрывали жеребцами брабансонами в течение 3—4 поколений, а затем разводили “в себе”. Параллельно шел процесс поглотительного скрещивания в массовом коневодстве, где широко использовались и жеребцы-помеси.

В 1936 г. было организовано три Государственных племенных рассадника по разведению брабансонских лошадей: Починковский, Мордовский и Гаврило-Посадский. Из последнего отпочковались Александровский во Владимирской области и Ярославский. Починковский и Мордовский госплемрассадники позднее были переформированы в конные заводы.

По мере роста интенсификации сельскохозяйственного производства рос спрос на крупную тяжелоупряжную лошадь. Влияние брабансонской породы стало распространяться все шире. В Прибалтийской зоне на иной маточной местной основе стали создаваться новые своеобразные породы лошадей — литовская и эстонская тяжеловозная.

Современные племенные лошади советской тяжеловозной породы отличаются крупным ростом, ярко выраженным упряжным типом, массивностью и костистостью. Средние промеры жеребцов-производителей в конных заводах (см): высота в холке 163, косая длина туловища 172, обхват груди 215, обхват пясти 25, у кобыл — 1.60—168—205—22,75. Живая масса жеребца составляет 850 кг, нередко доходит до 1000, матки — 650—750 кг. Экстерьер советских тяжеловозов имеет следующие характерные особенности: голова средняя, сухая, шея средней длины, часто коротковатая, мускулистая; холка низкая, спина длинная, часто мягкая, поясница средней длины, круп широкий, раздвоенный, свислый, обмускуленный, грудная клетка широкая, средней глубины, ребра округлые. Передние ноги часто- косолапые, задние саблистые. Конституция довольно рыхлая, сырая, но значительно суше и крепче, чем у брабансонов. Масть преобладает рыжая, бурая, гнедая.

Лошади советской тяжеловозной породы отличаются высокими рабочими и продуктивными качествами,. Зафиксированы следующие рекордные достижения: срочная доставка груза шагом на дистанцию 2000 м с силой тяги 150 кг — 11 мин 51,8 сек; срочная доставка груза рысью на дистанцию 2000 м с силой тяги 50 кг — 4 мин 50 сек; тяговая выносливость с силой тяги 300 кг — 1138 метров; максимальная сила тяги — 851 кг.

Советские тяжеловозы отличаются чрезвычайно высокой скороспелостью, мясными и молочными качествами. При нормальных условиях кормления и содержания жеребята к моменту отъема достигают живой массы 360—400 кг. Рекордное достижение по молочной продуктивности в породе — 6320 кг. Советские тяжеловозы хорошо оплачивают корм, но отличаются большой требовательностью к условиям содержания. Они недостаточно устойчивы к заболеваниям, хуже других выносят экстремальные условия разведения. Плодовитость кобыл в породе колеблется в пределах 65—76%.

Генеалогическая структура породы представлена 2-мя линиями, выводится новая линия Бостона-Омуля. .Маточные семейства представляют потомки 3-х родоначальниц.

Ведущие хозяйства: Починковский конный завод Нижегородской области, Мордовский конный завод Мордовской АССР.

 

Сайт управляется системой uCoz